Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Экспериментальная

площадка

Санкт-Петербурга

Краткое описание инновационного продукта 1 этапа ОЭР

 

 

Краткое описание инновационного продукта:

Скрининговое изучение возможностей детей дошкольного возраста

Педагогическая диагностика достижений

(с компьютерной программой «Ёлочка»)

 

Актуальность.

Актуальность инновационного продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» обусловлена необходимостью дальнейшего организационно-методического обеспечения  дошкольного образования в группах комбинированной направленности и при совместном образовании детей с ОВЗ и типично развивающихся дошкольников. Инновационные процессы в современном образовании влекут за собой необходимость разработки научно обоснованных методик отслеживания результатов образовательного процесса. «Педагогическая диагностика достижений» разрабатывалась в русле решения проблемы информационного обеспечения образовательного процесса, дальнейшего апробирования технологий педагогической квалиметрии в дошкольном образовании. Представленная система педагогической диагностики позволяет содержательно и организационно соединить мониторинг индивидуальных достижений ребёнка и  профилактику и коррекцию возможных нарушений развития дошкольника средствами психолого-педагогического сопровождения.

Развитие инновационной деятельности в  дошкольном образовании связано с требованиями Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: с развитием инновационной деятельности в сфере образования (Ст.20, п.1, п.3), которая «…осуществляется в целях…реализации приоритетных направлений государственной политики РФ..., ориентирована на совершенствование...учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования»; с повышением качества образования, которое на современном этапе определяется как конкурентоспособность образовательной организации (Ст.95, п.1) удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в эффективном и всестороннем развитии человека. Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» является одним из инструментов реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивая общедоступность  образования; гуманистический характер образования с приоритетом такой общечеловеческой ценности, как свободное развитие личности.

Индивидуализация образовательного процесса на основе инновационного продукта базируется на изучении индивидуальных достижений (знаний, умений, навыков детей от 3 до 7 лет), признании уникальности и ценности каждого ребёнка. «Педагогическая диагностика достижений» разработана на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013; Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» № 662 от 05.08.2013.

Актуальность продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» обусловлена соответствием приоритетным направлениям государственной политики  и стратегии развития «Петербургская школа 2020», а именно: «Дошкольник» — инновационная педагогика и организация системы дошкольного воспитания; «Доступность и качество» — содержание и качество в соответствии с ФГОС ДО. Заявленный продукт будет востребован в Российской системе дошкольного образования в целях оказания методической поддержки образовательным учреждениям, осуществляющим инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ, готов к распространению в образовательных учреждениях.

 

Новизна инновационного продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» связана с определением путей рационализации  мониторинга педагогической деятельности в группах комбинированной направленности,  определяется соответствием продукта современным достижениям педагогики и смежных с нею наук. Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» имеет кумулятивный характер, интегрируется с другими средствами педагогического процесса, основан на педагогической квалиметрии и  позволяет учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждого ребёнка, как типично развивающегося, так и ребёнка с ОВЗ.

 

Практическая значимость инновационного продукта определяется высокой потенциальной восстребованностью системы педагогической диагностики достижений (знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет) с использованием компьютерной программы «Ёлочка» в группах комбинированной направленности. Наглядное представление результатов диагностики (инфографика на экране компьютера по результатам индивидуальной диагностики) с помощью сигнальных значений цвета и числовых значений облегчает воспитателю решение вопроса о необходимости рекомендации консультации со специалистами или углублённого медико-психолого-педагогического обследования ребёнка. Инновационный продукт представлен в виде учебно-методического пособия для педагогов,  в нем описываются условия, методы, содержание педагогической диагностики, инструкция по работе с компьютерной программой, что отвечает требованию технологичности.

 

Краткое описание продукта.

Инновационный продукт комплект «Педагогическая диагностика достижений» включает:

u     учебно-методическое пособие и компьютерную программу «Ёлочка» на электронном носителе;

u     критерии и результаты педагогической диагностики достижений (таблицы-протоколы) диагностики по возрастам 3 ? 4, 4 ? 5, 5 ? 6, 6 ? 7 лет.

u     конспекты диагностических занятий по возрастам. 

«Диагностика достижений» может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных  учреждений, старших воспитателей, методистов с целью повышения качества образовательного процесса в любом учреждении (для детей от 3 до 7 лет) вне зависимости от приоритетов реализуемых педагогами программ обучения и воспитания, а также контингента детей.

Для оценки применяется педагогическая квалиметрия (градация, возможные проявления каждого оцениваемого показателя), что позволяет отметить изменения достижений каждого ребёнка в трех сферах: познание (блок «Научиться познавать»), умения и навыки (блок «Научиться делать»), коммуникация (блок «Научиться жить вместе»). Результаты педагогической диагностики отражаются с помощью цвета и количественно по каждому параметру на индивидуальной для каждого ребёнка «ёлочке его достижений». Основная функция программы - демонстрационная. "Ёлочка" является иллюстративным средством, облегчающим пользователю обобщение диагностических данных с целью индивидуализации образования,  анализ информации по результатам диагностики по трем блокам: "Научиться познавать", "Научиться делать", "Научиться жить вместе". Дополнительная функция компьютерной программы «Ёлочка» -  интерпретирующая. По итогам заполнения цифровых данных по всем блокам и разделам программа автоматически генерирует раздел «Рекомендации».

По масштабу целей «Диагностика достижений» может использоваться как оперативная, тактическая или стратегическая. В случае решения оперативных задач диагностика позволяет оценить достижения ребёнка (группы детей) независимо от реализуемой программы обучения и воспитания. Блоки «Научиться познавать», «Научиться делать», «Научиться жить вместе» в совокупности отражают содержание всех образовательных областей современного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), что позволяет применять диагностику в целях контроля и управления качеством образования. Тактические и стратегические цели «Диагностики достижений» заложены в ее содержании. Стратегическая цель сопряжена с компетентностным подходом к образовательной системе в дошкольной организации, направленной на создание условий гармоничного включения ребёнка в социум. Результаты педагогической диагностики не только констатируют уровень достижений по определённым показателям, но и переводятся в индивидуальные методические рекомендации с задачами педагогической деятельности, профилактики появления возможных нарушений развития в условиях дошкольной организации.

Предлагаются различные формы организации педагогической диагностики (на выбор педагогов): сбор, хранение, обработка и систематизация информации с помощью компьютерной программы «Ёлочка»  или проведение педагогической диагностики по тому же содержанию и самостоятельная обработка информации.

Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» основана на использовании нестандартизированного инструментария и малоформализованных методов (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности, дидактические игры). Авторы предлагают возможный вариант проведения диагностики в виде конспектов диагностических занятий, вместе с тем допустимо и творческое переосмысление путей диагностики каждым педагогом в зависимости от оснащения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, от профессиональных желаний каждого педагога. Использование «Диагностики достижений» способствует выявлению и решению конкретных проблем, препятствующих гармоничному развитию ребёнка, помогает воспитателю конкретизировать и сформулировать запрос на методическую помощь и психолого-педагогическое сопровождение ребенка (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами). При использовании компьютерной программы  осуществляется расчет среднего значения по каждому исследуемому параметру, что позволяет наглядно (и количественно) обозначить имеющуюся проблему.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"