Краткое описание инновационного продукта 1 этапа ОЭР

Экспериментальная

площадка

Санкт-Петербурга

Краткое описание инновационного продукта 1 этапа ОЭР

 

 

Краткое описание инновационного продукта:

Скрининговое изучение возможностей детей дошкольного возраста

Педагогическая диагностика достижений

(с компьютерной программой «Ёлочка»)

 

Актуальность.

Актуальность инновационного продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» обусловлена необходимостью дальнейшего организационно-методического обеспечения  дошкольного образования в группах комбинированной направленности и при совместном образовании детей с ОВЗ и типично развивающихся дошкольников. Инновационные процессы в современном образовании влекут за собой необходимость разработки научно обоснованных методик отслеживания результатов образовательного процесса. «Педагогическая диагностика достижений» разрабатывалась в русле решения проблемы информационного обеспечения образовательного процесса, дальнейшего апробирования технологий педагогической квалиметрии в дошкольном образовании. Представленная система педагогической диагностики позволяет содержательно и организационно соединить мониторинг индивидуальных достижений ребёнка и  профилактику и коррекцию возможных нарушений развития дошкольника средствами психолого-педагогического сопровождения.

Развитие инновационной деятельности в  дошкольном образовании связано с требованиями Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: с развитием инновационной деятельности в сфере образования (Ст.20, п.1, п.3), которая «…осуществляется в целях…реализации приоритетных направлений государственной политики РФ..., ориентирована на совершенствование...учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования»; с повышением качества образования, которое на современном этапе определяется как конкурентоспособность образовательной организации (Ст.95, п.1) удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в эффективном и всестороннем развитии человека. Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» является одним из инструментов реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивая общедоступность  образования; гуманистический характер образования с приоритетом такой общечеловеческой ценности, как свободное развитие личности.

Индивидуализация образовательного процесса на основе инновационного продукта базируется на изучении индивидуальных достижений (знаний, умений, навыков детей от 3 до 7 лет), признании уникальности и ценности каждого ребёнка. «Педагогическая диагностика достижений» разработана на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013; Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» № 662 от 05.08.2013.

Актуальность продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» обусловлена соответствием приоритетным направлениям государственной политики  и стратегии развития «Петербургская школа 2020», а именно: «Дошкольник» — инновационная педагогика и организация системы дошкольного воспитания; «Доступность и качество» — содержание и качество в соответствии с ФГОС ДО. Заявленный продукт будет востребован в Российской системе дошкольного образования в целях оказания методической поддержки образовательным учреждениям, осуществляющим инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ, готов к распространению в образовательных учреждениях.

 

Новизна инновационного продукта «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» связана с определением путей рационализации  мониторинга педагогической деятельности в группах комбинированной направленности,  определяется соответствием продукта современным достижениям педагогики и смежных с нею наук. Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» имеет кумулятивный характер, интегрируется с другими средствами педагогического процесса, основан на педагогической квалиметрии и  позволяет учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждого ребёнка, как типично развивающегося, так и ребёнка с ОВЗ.

 

Практическая значимость инновационного продукта определяется высокой потенциальной восстребованностью системы педагогической диагностики достижений (знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет) с использованием компьютерной программы «Ёлочка» в группах комбинированной направленности. Наглядное представление результатов диагностики (инфографика на экране компьютера по результатам индивидуальной диагностики) с помощью сигнальных значений цвета и числовых значений облегчает воспитателю решение вопроса о необходимости рекомендации консультации со специалистами или углублённого медико-психолого-педагогического обследования ребёнка. Инновационный продукт представлен в виде учебно-методического пособия для педагогов,  в нем описываются условия, методы, содержание педагогической диагностики, инструкция по работе с компьютерной программой, что отвечает требованию технологичности.

 

Краткое описание продукта.

Инновационный продукт комплект «Педагогическая диагностика достижений» включает:

u     учебно-методическое пособие и компьютерную программу «Ёлочка» на электронном носителе;

u     критерии и результаты педагогической диагностики достижений (таблицы-протоколы) диагностики по возрастам 3 ? 4, 4 ? 5, 5 ? 6, 6 ? 7 лет.

u     конспекты диагностических занятий по возрастам. 

«Диагностика достижений» может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных  учреждений, старших воспитателей, методистов с целью повышения качества образовательного процесса в любом учреждении (для детей от 3 до 7 лет) вне зависимости от приоритетов реализуемых педагогами программ обучения и воспитания, а также контингента детей.

Для оценки применяется педагогическая квалиметрия (градация, возможные проявления каждого оцениваемого показателя), что позволяет отметить изменения достижений каждого ребёнка в трех сферах: познание (блок «Научиться познавать»), умения и навыки (блок «Научиться делать»), коммуникация (блок «Научиться жить вместе»). Результаты педагогической диагностики отражаются с помощью цвета и количественно по каждому параметру на индивидуальной для каждого ребёнка «ёлочке его достижений». Основная функция программы - демонстрационная. "Ёлочка" является иллюстративным средством, облегчающим пользователю обобщение диагностических данных с целью индивидуализации образования,  анализ информации по результатам диагностики по трем блокам: "Научиться познавать", "Научиться делать", "Научиться жить вместе". Дополнительная функция компьютерной программы «Ёлочка» -  интерпретирующая. По итогам заполнения цифровых данных по всем блокам и разделам программа автоматически генерирует раздел «Рекомендации».

По масштабу целей «Диагностика достижений» может использоваться как оперативная, тактическая или стратегическая. В случае решения оперативных задач диагностика позволяет оценить достижения ребёнка (группы детей) независимо от реализуемой программы обучения и воспитания. Блоки «Научиться познавать», «Научиться делать», «Научиться жить вместе» в совокупности отражают содержание всех образовательных областей современного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), что позволяет применять диагностику в целях контроля и управления качеством образования. Тактические и стратегические цели «Диагностики достижений» заложены в ее содержании. Стратегическая цель сопряжена с компетентностным подходом к образовательной системе в дошкольной организации, направленной на создание условий гармоничного включения ребёнка в социум. Результаты педагогической диагностики не только констатируют уровень достижений по определённым показателям, но и переводятся в индивидуальные методические рекомендации с задачами педагогической деятельности, профилактики появления возможных нарушений развития в условиях дошкольной организации.

Предлагаются различные формы организации педагогической диагностики (на выбор педагогов): сбор, хранение, обработка и систематизация информации с помощью компьютерной программы «Ёлочка»  или проведение педагогической диагностики по тому же содержанию и самостоятельная обработка информации.

Инновационный продукт «Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Ёлочка»)» основана на использовании нестандартизированного инструментария и малоформализованных методов (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности, дидактические игры). Авторы предлагают возможный вариант проведения диагностики в виде конспектов диагностических занятий, вместе с тем допустимо и творческое переосмысление путей диагностики каждым педагогом в зависимости от оснащения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, от профессиональных желаний каждого педагога. Использование «Диагностики достижений» способствует выявлению и решению конкретных проблем, препятствующих гармоничному развитию ребёнка, помогает воспитателю конкретизировать и сформулировать запрос на методическую помощь и психолого-педагогическое сопровождение ребенка (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами). При использовании компьютерной программы  осуществляется расчет среднего значения по каждому исследуемому параметру, что позволяет наглядно (и количественно) обозначить имеющуюся проблему.

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения